Знание того, как правильно заякорить катер или лодку, очень высоко ценится среди рыболовов, охотников и любителей водного туризма. Если вы хорошо заякорили катер, то он никуда не уплывет, его не прибьет течением к другому берегу. И даже если вы оставите его без присмотра, когда вернетесь, найдете там же, где и оставили.
Выбор якоря
Наиболее популярными моделями якорей для катера чаще всего являются якоря по типу плуга или лопаты, а также легкий данфорт. Эти современные модели предназначены для полного погружения. Чтобы это произошло, прикладываемая цепью сила должна быть горизонтальной.
Рекомендуем: Какой якорь выбрать для катера
Критический угол
Чтобы якорь работал должным образом, натяжение должно быть горизонтальным, то есть конец цепи должен оставаться плоским на морском дне. Но если мы не развернем ее достаточно, этого не произойдет. Для этого нужно увеличить угол поворота у якоря до точки, в которой он вращается и освобождается. Для большинства типов якорей для небольших лодок этот угол составляет около 15–20 °. Поэтому если вы хотите, чтобы якорь оставался на месте, вы должны быть уверены, что этот критический угол не достигнут.
Взгляните на рисунок выше, на котором изображен парусник, стоящий на якоре. Все хорошо с провисанием цепи (условие «A»), но когда ветер усиливается, и парусная лодка движется, цепь натянута, а ее конец находится в стороне от морского дна (условие «B»). Если критический угол был превышен, вы можете ожидать того, что судно сорвет с якоря. Чтобы избежать этой ситуации, используйте базовую тригонометрию. Она говорит нам, что минимальное соотношение объема и глубины должно быть 4: 1, а не 3: 1, как это часто указывается.
Цепь или канат
Цепь имеет гораздо более высокую плотность, чем канат, естественным образом попадает в контактную сетку с гравитацией из носового ролика. Она противодействует силе ветра и поглощает энергию, когда лодка начинает двигаться под порывами ветра. Конечно, 10-миллиметровая цепь будет прикладывать больше противодействующей силы и поглощать больше энергии, чем 8-миллиметровая. В этом случае, чем больше, тем лучше.
С другой стороны, канат обладает большим коэффициентом растяжения. Поэтом при сильном ветре канат будет тянуться больше, чем цепь. Но это не значит, что цепь хуже каната. Бывалые моряки и владельцы судов советуют использовать их тандем – цепь на канате.
Как поставить на якорь лодку с цепью
Без ветра и волн якорная цепь будет свисать вертикально с носового ролика. Когда ветер усиливается, корма судна будет подниматься, поэтому позаботьтесь, чтобы цепь была достаточно длины для того, чтобы контактная сила уравновесила нагрузку, создаваемую ветром.
По мере того, как ветер усиливается, цепь будет подниматься до тех пор, пока не будет достигнута точка, когда на морском дне останется всего несколько ее звеньев. Это пограничное условие и является пределом для безопасной анкеровки с помощью цепи. Любое дальнейшее увеличение натяжения, и цепь начнет рваться. Решение заключается в том, чтобы оставить цепь про запас. Но сколько? Это зависит от ряда факторов:
- Какая предполагаемая скорость ветра;
- Глубина места, где вы будете кидать якорь;
- Насколько тяжела ваша цепь;
- Насколько велика ваша лодка.
Общепринятая мудрость для закрепления судов гласит, что 10: 1 – это максимальный практический масштаб. Таким образом, если вы ставите свой катер на глубине 10 метров, то длина цепи должна составлять примерно 100 метров. 100 метров металлический цепи – очень много и тяжело. Поэтому многие для якорения катера используют канат.
Как заякорить катер на канате
Давайте предположим, что везде, где вы бросаете якорь, глубина воды менее чем 10 метров. Правило 5: 1 гласит, что при умеренном ветре необходимо развернуть цепь длиной 50 метров. Компромисс состоит в том, чтобы у этой цепи прикрепить приблизительно 100 метров нейлонового каната. Любой из них аккуратно вклеивается в звенья цепи, практически без потери прочности, но сращенная часть может потребовать некоторой обработки якорным брашпилем. Цепь обеспечивает быстрое погружение якоря, а канат – поглощение нагрузки.
Как закрепить лодку при помощи снаббера
Если вы используете только цепь, вам понадобится амортизатор для поглощения ударных нагрузок, вызванных внезапными порывами ветра. Наилучшим материалом для этого является нейлоновая веревка диаметром от 14 до 20 мм. Чаще всего владельцы судов используют трехпрядный нейлоновый канат, но будет лучше, если вы возьмете многониточную (от 8 и выше нитей) нейлоновую веревку. Для того, чтобы работать должным образом как пружина она должна быть длиной не менее 9-12 метров, прикреплена к цепи одним концом, а другим – к сильной точке на палубе. Это не уменьшит предельную нагрузку на якорь, но значительно уменьшит тяжесть рывков.
Заключение
Выбор способа якорения катера зависит от размеров судна, глубины водоема и погоды. В нашем сервис-центре вы найдете все необходимое, чтобы правильно поставить катер на стоянку. Также наши специалисты оказывают бесплатные консультации по любым вопросам, связанным с ремонтом и обслуживанием катеров, яхт и лодок. Телефон для связи: +7 925 111-53-11 или +7 495 560-48-74.