Любое судно – от военного корабля, до рыбацкой лодки, нуждается в якоре. Он удерживает судно на месте, не дает ему развернуться, удерживает лагом к ветру и т.д. При покупке катера, лодки или другого маломерного судна приобретение якоря – следующая на очереди покупка. О том, какие якоря бывают и как его выбрать для вашего катера, расскажем в нашей статье.
Если вы далеко не профессионал в делах морских, то при выборе якоря опирайтесь на следующее правило: вес его должен быть равен примерно 10% от веса удерживаемого судна и 1% от длины лодки. В соответствии с весом якоря необходимо правильно подобрать и толщину каната. Для удобства вы можете ориентироваться на готовую таблицу ниже:
Следующая характеристика, на которую стоит обратить внимание – удерживающая сила. Чем выше этот показатель, тем менее тяжелым и объемным будет якорь. В большинстве случаев у продавца есть список данных по каждому якорю, среди которых есть и удерживающая сила.
Не менее важен и тип дна, на котором будет работать ваш якорь, так как одна модель лучше держится на песчаном дне, а другая – илистом. В зависимости от этого подбирайте катер необходимого вам типа:
1.Якорь-плуг. Его основное преимущество в том, что он надежно удерживается на дне, даже если судно развернуло течением или ветром вплоть до 180 градусов. Происходит это за счет того, что сам якорь состоит из двух частей, скрепленных между собой подвижным соединением. Одинаково хорошо держит судно на песчаном и илистом дне. Также он выручит вас, если дно покрыто не слишком толстым слоем водорослей. Не рекомендуется использовать на каменистых и твердых грунтах, так как в большинстве случаев он не сможет закрепиться и будет ползти.
2. Delta. По сути своей это тот же плуг, но выполненный как монолитная конструкция. Такое решение сделало этот якорь универсальным – надежно закрепляется даже в твердом грунте.
3. Якорь Брюса. Получил свое название от фирмы “Bruce anchor ltd.”, в которой его сконструировали. Хорошо зарекомендовал себя на песчаных и илистых грунтах. Изначально его функцией было удерживать на месте плавучие маяки, нефтяные платформы и т.д. Но благодаря высокому значению держащей силы он получил популярность и в малых весовых категориях в качестве станового для маломерных судов.
4. Якорь Данфорта. Особая конструкция якоря с заостренными лапами обеспечивают надежную фиксацию судна на илистом дне. Поворачивающиеся на оси лапы удерживают судно, даже если его развернуло ветром или течением. Из недостатков – большой вес, что будет не актуально для совсем маленьких судов с малым водоизмещением, а также плохая фиксация на твердых грунтах.
5. Адмиралтейский. Универсальный якорь, одинаково хороша забирает на всех видах грунта благодаря острым узким лапам. Недостаток в том, что он требует сборки и разборки перед отдачей и на хранение.
6. Фортрес. Поворотные лапы якоря и высокая держащая сила надежно фиксируют судно на месте. Хорошо зарекомендовал себя в роли завозного (вспомогательного катера), используемого для того, чтобы удерживать судно в удобном положении относительно ветра, течения и т.д. Из недостатков обладает общим для всех якорей с качающимися лапами свойством – может быть вывернутым концом.
7. Rocna. Согласно результатам тестов и отзывам опытных яхтсменов этот якорь обладает хорошей держащей силой и быстро забирает на любом грунте. Особенностью конструкции является развитый бугель, выполняющий роль штока. Из недостатков – бугель, который проворачивает якорь в рабочее положение, увеличивает его габарит и делает неудобным для хранения.
Выбирая якорь, руководствуйтесь всеми параметрами судна: его вес, габариты, осадка, а также типом дна, который преобладает в вашей местности.