Последние несколько катамаран и круизные катамараны набирают популярность среди любителей водного отдыха. Одна из причин заключается в том, что они более просторны и устойчивы, чем обычные однокорпусные суда.
Те, кто любят скорость, сравнивают катамаран с «вождением в гостиной». Но для спокойного отдыха круизный катамаран – отличная идея. Если вы планируете длительное путешествие на нем, вам необходимо знать, как устроен круизный катамаран, как он функционирует и чем отличается от других моделей судов.
Что такое катамаран
Катамаран – это судно, состоящее из двух параллельных корпусов, соединенных между собой каютами. Они бывают как с парусом, так и с мотором. Само слово происходит от индийских и шри-ланкийских слов «связать» и «лес». Веками жители южной части Тихого океана плавали на небольших катамаранных лодках и их близких родственниках – каноэ с байдарками.
Большие, широкие палубы катамарана обеспечивают максимум свободного пространства. Между корпусами передней палубы для безопасности натянуты сетки. Кабина катамарана, как правило, охватывает оба корпуса на корме, предоставляя достаточно места для катания и отдыха. Штурвал может быть расположен над или перед главной кабиной для лучшей видимости и контроля над парусом. Каюты обычно расположены в углах каждого корпуса, обеспечивая достаточную приватность. Салон и камбуз обычно расположены на миделе.
Характеристики катамарана
Катамаран очень устойчив благодаря широкой балке вместо балластного киля. Легкий вес и небольшая тяга приводят к более высоким скоростям. Как правило, она больше на 25-30% от крейсерского судна такой же длины. Большинство катамаранов снабжены сдвоенными двигателями, обеспечивая превосходный контроль при маневрировании и стыковке.
В настоящее время наиболее заметной разницей между катамараном и однокорпусным судном является отсутствие крена и удобные паруса. Катамаран редко кренится более чем на 5–10 градусов, в отличие от 20–45 градусов на обычной парусной лодке с балластным килем. Снижение крена значительно увеличивает безопасность экипажа во время смены парусов, рифов, постановок на якорь и в непогоду. Также плавание на катамаране снижает вероятность возникновения ситуации «Человек за бортом».
Катамараны и однокорпусные суда используют те же базовые приемы управления, когда находятся под парусом. Но есть и различия. Поскольку давление на паруса увеличивается в четыре раза, а скорость ветра удваивается, экипаж катамарана должен быть бдительным в отношении рифления парусов. Во время маневрирования часто необходимо использовать стрелу, чтобы «вернуть» судно назад.
Особенности управления катамараном
В зависимости от компоновки, элементы управления могут располагаться не только в кабине. Это может представлять проблему для экипажа во время смены парусов, рифов или постановок на якорь.
Катамараны с низким дорожным просветом на мостике (расстояние от воды до дна лодки) подвержены ударам волн снизу, особенно во время качки.
Катамаран имеет большую скорость от ветра, но не могут плыть против него так, как однокорпусные суда. Зачастую легче запустить двигатели по ветру, чем использовать паруса.
При маневрировании на близком расстоянии видимость на катамаране ограничена. Капитану нужны эффективные средства для сообщения об изменениях курса экипажу.
Так как крен катамарана уменьшен, большая часть энергии ветра преобразуется в парусную, поэтому тщательно следите за его положением и состоянием. Поскольку катамараны очень легкие, поддержание импульса может быть проблемой, особенно при слабом ветре, потому что он является единственным источником движения вперед.
Якорь лучше всего размещать между корпусами и вдали от якорной точки, поэтому его установка может занять дополнительное время и потребовать работы на палубе в непогоду, что может быть опасно.
Заключение
Стабильность, большое количество свободного места и общий комфорт делают катамараны отличным выбором как для дневных поездок, так и для длительных круизов. Перед отправлением в путь следует узнать об уникальных характеристиках управляемости этим судном, как в процессе движения, так и при стыковке. Понимание различий между парусным спуском и катером может обеспечить безопасность экипажа и пассажиров во время движения и улучшить впечатление от плавания.