О том, что соблюдение техники безопасности даже на самом маленьком судне – непреложная необходимость, знают все. Но существует множество ситуаций, которых нельзя избежать, как бы тщательно вы не соблюдали эти правила. Одна из них – человек за бортом. Случиться это может по разным причинам: скользкая палуба, сильный порыв ветра, внезапная буря или качка – на яхте и даже катере может возникнуть любая из них. Этот небольшой гайд поможет вам не растеряться в такой ситуации. Перед выходом на большую воду крайне важно отточить эти правила не только в теории, но и на практике.
Человек за бортом, вероятно, является одной из самых страшных чрезвычайных ситуаций на судне, будь то небольшой катер или огромная яхта. Страшна эта ситуация, в первую очередь, тем, что все события могут очень быстро выйти из-под вашего контроля. Поэтому первое, что вам необходимо сделать – остановить катер, прежде чем вы потеряете из виду упавшего за борт. Потому что как только как только это произойдет, поиск пострадавшего усложняется, а сами вы будете испытывать мучительное осознание того, что не можете определить местонахождение человека.
После того, как вы остановили судно и нашли человека, необходимо сов сей безопасностью поднять его на борт. Самая большая трудность здесь – погода и состояние воды. Даже в тихий день на реке или море может наблюдаться значительное волнение или течение, которое будет сносить и пострадавшего, и само судно. В такой ситуации трап для купания, платформа и лестница будут бесполезны. Риск быть затянутым под лопасти винта очень велик – пострадавший оглушен, наглотался воды или вообще находится в бессознательном состоянии. Требуется большая выносливость и маневренность в управлении катером, чтобы поднять человека из воды на борт.
Возвращение на борт
Для того, чтобы быстро и безопасно вытащить человека из воды на борт, необходимо иметь переносную лестницу безопасности. Выполненная из прочной веревки и ремня, длиной в 2.5.метра, ее можно легко развернуть везде, где необходимо, даже в ограниченном пространстве. Лестница должна быть достаточно длинной, чтобы ее хватило даже в том случае, если судно относит течением от пострадавшего. Лестницу рекомендуется спускать как можно дальше от кормы, чтобы пострадавшего не затянуло под лопасти винта.
Но даже такое снаряжение не гарантирует вам полного успеха в спасательной операции – вы должны быть физически подготовлены. Помните, что движения пострадавшего сковываются не только намокшей одеждой, но и громоздким спасательным жилетом. То, что на суше кажется детской игрой, на открытой воде становится настоящей борьбой за выживание.
Сложнее, чем ожидалось
Даже если вы периодически практикуетесь в спасении утопающего, когда настает часть Х, все может оказаться значительно тяжелее, чем вы ожидаете. Без сомнения, всплеск адреналина поможет вам справиться с этой ситуацией в идеальных условиях, но ситуация на открытой воде не всегда будет идеальной. Поэтому во время практики необходимо выяснить слабые стороны вашего судна во время маневра: какие фалы и лебедки вы будете использовать, насколько крепки ваши страховочные канаты и т.д.
Член экипажа, который будет спасать пострадавшего, необходимо закрепить нагрудным ремне, так как при спасении утопающего обе руки должны быть свободными. Пострадавшего необходимо как можно скорее подтянуть к лодке. Длина линей и место их крепления очень важны при подъеме пострадавшего – следите за тем,чтобы он не запутался в них.
На спасателе также должен быть надет спасательный жилет. С другой стороны, это затрудняет работу человека, его передвижение и возможность контролировать спасательную лестницу. В такой ситуации лучше всего использовать ручной спасательный жилет – он надувается только тогда, когда вы потянете за специальный шнурок. Другой вариант – автоматический спасательный жилет, который срабатывает, как только попадает в воду.
Практический совет 1. Заведите специальную сумку, в которой будет лежать все необходимое для ситуации “человек за бортом”. В ней должны быть подъемные стропы и жгуты, ручной спасательный жилет и спасательная лестница, о которой мы уже говорили.
Практический совет 2. Подъемные стропы по типу Lifesling, могут быть не всегда удобны, так как они плавучие, что затрудняет их передачу в воде. Также их невозможно скрутить, чтобы получить твердую поверхность. Поэтому вытаскивая пострадавшего из воды вертикально, вы рискуете снова уронить его в воду. Чтобы этого не случилось, второй круг веревки пропустите у него под коленями.
Практический совет 3. Если человек за бортом в спасательном жилете, то очень трудно надеть на него подъемный строп через голову. В этом случае лучше всего действовать через ноги. Перед этим убедитесь, что спасательный жилет надежно удерживает голову над водой.
Практический совет 4. Если ваш экипаж очень маленький, то метод с использование Lifesling вам не подойдет. В этом случае используйте подручные средства: остановите лодку, отрежьте фал необходимой длинный и закрепите его на электрической лебедке. Такое спасение может быть далеко не безболезненным, но этот вариант поможет вам быстро спасти человека, оказавшегося за бортом.