Выбор подходящего времени
В эпицентре!
Иногда случается так, что шторма избежать невозможно. Но вы можете свести к минимуму вероятность удара молнии в судно или уменьшить повреждения, если удар все же случился. Из школьного курса физики все помнят, что молния бьет в самую высокую точку. Верхняя часть лодки – мачта, антенна, биминитоп или даже самый высокий человек на открытой лодке могут стать мишенью для молнии. Суда без специальной системы защиты и громоотвода получают гораздо больший урон. Большие закрытые лодки, траулеры и парусники в большинстве своем снабжены ею.
С открытыми лодками дело обстоит иначе: вы можете заранее припасти портативный столб с прикрепленной к нему проволокой и заземляющей пластиной. Эту конструкцию можно развернуть во время шторм. Если возможно, найдите защищенную зону и бросьте якорь. Если у лодки есть закрытая каюта, людям нужно оставаться внутри и держаться подальше от металлических предметов, электрических розеток, проводов и приборов. Заряд, полученный от молнии, может перемещаться с металлических предметов на другие объекты – даже на тела людей- поскольку они ищут путь к воде.
Советы по защите морской электроники от молнии
1. Микроволновая печь – это клетка Фарадея. Все, что находится внутри нее, защищено от молнии. Храните резервные смартфоны, ноутбуки и другую электронику внутри микроволновой печи, чтобы защитить их во время грозы. Простое обертывание их в фольгу поможет не хуже микроволновки.
2. Опустите антенны, башни, удочки, опоры – все то, что не является частью громоотвода и может послужить центром притяжения для молнии. Некоторые капитаны отсоединяют от сети всю имеющуюся электронику, так как она часто повреждается или разрушается во время удара молнии.
3. Ни при каких обстоятельствах не используйте УКВ-радиоприемник во время грозы. Исключение – действительно чрезвычайная ситуация, когда других средств связи больше нет. Кроме того, будьте осторожны: не ухватитесь за два металлических предмета одновременно – это может оказаться смертельной ошибкой. Некоторые рулевые предпочитают рулить деревянной ложкой, а другую руку держать в кармане, кто-то носит резиновые перчатки для создания изоляции.
4. Открытая лодка является самой опасной для жизни человека во время грозы, так как человек – самая высокая точка на лодке. И скорее всего, молния попадет в него. Если у вас нет громоотвода, соорудите его из подручных предметов. Главное условие – максимально возвышающийся над судном столб с прикрепленной к нему толстой проволокой, проходящей к подводной металлической пластине. Пластина, в свою очередь, прикреплена к корпусу.
5. Если берег находится вне досягаемости, специалисты советуют бросить якорь, снять все металлические украшения, надеть спасательные жилеты и сидеть в центре лодки, держась как можно дальше от воды.
6. Если все пойдет хорошо, шторм закончится через 20-30 минут. После последнего удара грома лучше подождать 30 минут, только после этого можно продолжить обычную деятельность.
Удар!
Даже если вы знаете, что делать во время шторма и имеете молниеотвод, это не является гарантией того, что молния не ударит в вас. Если это все же случилось, следующий чек-лист подскажет, что нужно делать:
1. Проверьте, нет ли у вас раненых или людей, потерявших сознание. Если они двигаются и дышат, с ними все в порядке. Если пульс и дыхание не обнаружены, а зрачок не реагирует на свет, начинайте сердечно-легочную реанимацию.
2. Проверьте, есть ли вода в трюме. Очень редко, но иногда удар молнии способен пробить корпус лодки. Закройте отверстие, подключите трюмные насосы, достаньте ведра – делайте все, чтобы остаться на плаву. Экстренный вызов на ОВЧ-частотах является оправданным только в том случае, если ситуация действительно ужасная.
Если нет травм, крупных повреждений и протечек корпуса, просто продолжайте ждать окончания шторма. Как только опасность пройдет, проверьте работу двигателя и всей электроники. Даже если удар пришелся рядом с лодкой, это может повредить электронику и электронный блок управления двигателем, навигацию и связь. По этой причине некоторые лодочники спрятали карманные УКВ и GPS-модули и запасной ЭБУ двигателя в микроволновой печи или оловянной коробке. Эти временные клетки Фарадея сохранили оборудование.
Даже те, кому посчастливилось уйти полностью невредимым от шторма, должны подвергнуть судно тщательному осмотру. Даже самое незначительное на первый взгляд повреждение корпуса может привести к медленной протечке. Лучше всего найти и устранить эти проблемы сразу.