Перед владельцем катера, помимо регулярного техосмотра, консервации и расконсервации судна, остро стоит еще одна задача – транспортировка. Легкие и маневренные на воде, катера и лодки становятся громоздкими и тяжелыми на суше. Низкая вертикальная устойчивость добавляет хлопот: не обойтись без специальных креплений и подставок. Чтобы хоть как-то облегчить это нелегкое дело, созданы специальные прицепы для транспортировки маломерных судов. Они одинаково хорошо зарекомендовали себя как в специально оборудованных для спуска на воду лодок местах, так и в местах, не предназначенных для этого.
Но и в этой бочке меда есть ложка дегтя. Одно дело перевезти легкий катерок, другое дело – гигант с огромными габаритами и весом за 800 килограмм. Здесь требуется мощный внедорожник с многоосным прицепом. Если вы не являетесь счастливым обладателем подобной зверюги, не отчаивайтесь. Ниже вы узнаете, как перевезти катер на прицепе с помощью легкового автомобиля.
Как размещают катер на прицепе
При перевозке тяжелых катеров самое главное – не перегружать фаркоп. Размещайте катер на прицепе так, чтобы нагрузка на него составляла не более 40 килограмм. При необходимости нагрузите нос катера. Нагрузка на фаркоп меньше, чем 30 килограмм, может привести к тому, что может возникнуть отрицательные подъемные нагрузки, что может привести к опасным колебаниям прицепа относительно его оси. То есть прицеп может просто встать “на дыбы”, а катер упадет на землю.
Судно необходимо застраховать не только от поперечных и продольных перемещений, но и как можно сильнее вдавить его в ложементы при помощи стяжек. На неровной дороге это обеспечит надежную фиксацию катера на прицепе. Лучше всего подойдут натяжные строп-стяжки для крепления груза. Для предотвращения истирания борта можно в качестве распорок использовать доски. В пути периодически проверяйте состояние стяжек, особенно во время дождя.
Движение с тяжелым прицепом
При перевозке тяжеловесного катера самое главное – не спешить! Помимо талона техосмотра прицеп должен иметь опознавательные знаки негабаритного груза, если катер выступает более чем на метр за задний габарит прицепа. Если катер выступает более чем на 2 метра, то ехать ни в коем случае нельзя – вы рискуете получить большой штраф. Красная тряпка, которую многие любят навешивать на выступающий груз, не является опознавательным знаком негабаритного груза.
Для перевозки такого груза лучше всего подойдут машины с механической коробкой передач. В случае с АКП вам придется контролировать основные ее показатели, в том числе температуру масла. Также стоит уточнить гарантийный случай: некоторые дилеры и производители не отказывают в гарантийном обслуживании авто, поломка которого произошла по причине перевозки тяжелых грузов. Практические советы, которые облегчат вам управление автомобилем:
- При движении выбирай такую передачу, при которой двигатель будет работать в диапазоне максимального крутящего момента. Правильно выбранная передача позволяет разгоняться от прибавления газа. В противном случае выбрана слишком высокая передача;
- На время поездки постарайтесь не использовать кондиционер, так как это влияет на температуру охлаждающей жидкости. Если ее температура повысилась, остановитесь;
- Не превышайте скорости в 90 км/ч даже при спуске с горы;
- Подъем выполняйте с разгоном. Старайтесь не останавливаться, а сохранять минимальную скорость на первой передаче.
Давление в колесах должно составлять 2.5 атм, это смягчит ударные нагрузки на катер от неровностей дороги, дополняя амортизацию рессор.
Также будьте готовы к тому, что практически на каждом посту ГАИ вам придется задерживаться на неопределенное время. Если хотите как можно быстрее продолжить путь, то на следующие вопросы вы должны дать ответы как можно скорее:
- Сколько весит катер;
- Модель катера;
- Его габариты;
На всякий случай положите в багажник штыковую лопату, буксирные тросы и ручную лебедку, если есть. Рекомендуемая нагрузка разрыва троса должна составлять 5 и более тонн. Лучше всего в этом случае подходят круглые синтетические тросы диаметром от 20 миллиметров и длиной не менее 20 метров. Стальной трос использовать не рекомендуется.
Спуск катера на воду
Рекомендуем заранее найти и осмотреть место спуска катера. Если этого сделать не получилось, то оставьте машину с прицепом под охраной в ближайшем населенном пункте и пешком пройдитесь до места спуска. Обратите внимание на его крутизну, плотность грунта, ровность и крутизну дна водоема. Чем плавнее переход на глубину, тем дальше вам придется загонять прицеп для спуска катера на воду. Выбранный участок спуска и дна очистите от мусора, коряг, камней и водорослей.
Прибыв на место, установите автомобиль и прицеп перпендикулярно воде, снимите с катера стяжки и отсоедините электрику прицепа. Сам катер закрепите к берегу или автомобилю длинным страховочным тросом. Загоняя прицеп в воду, следите за уровнем воды относительно оси заднего колеса – лучше всего не превышать этот уровень. Достигнув необходимой глубины, не заглушайте автомобиль, зафиксировав его на ручном тормозе.
Если же глубины недостаточно, вы можете воспользоваться одним из следующих алгоритмов:
- Постарайтесь сползти с прицепа задним ходом, заведя катер. Чем больше человек вам помогает, тем лучше;
- Оттолкните прицеп как можно глубже в воду самостоятельно. Для этого отсоедините его от автомобиля, упритесь в багажник корпусом, а ногами в прицеп, и толкните его;
- Выкопайте за колесами ямки глубиной на один штык лопаты и столкните в них прицеп, предварительно отсоединенный от автомобиля.
Вы можете комбинировать эти методы, придумать свои. Но не стоит при этом загонять машину слишком глубоко в водоем. Начиненные электроникой, они могут элементарно заглохнуть и больше не заведутся.
Как выехать на дорогу после спуска
После того, как катер спущен на воду, встает не менее резонный вопрос: как выехать на дорогу. Ни в коем случае не подсоединяйте прицеп к автомобилю – выезжайте на берег с минимальной нагрузкой. Останавливайтесь только тогда, когда точно уверены в надежности грунта. Если грунт рыхлый, подложите заранее ветки, попросите экипаж подтолкнуть автомобиль. Самое главное – не допустить пробуксовки и зарывания колес в грунт. В случае необходимости используйте трос и лебедку.
При отсутствии лебедки проденьте в буксирную проушину трос и привяжите его к ближайшему дереву – натяните трос максимально сильно. После того, как он зафиксирован надежным узлом, попросите кого-нибудь из членов экипажа тянуть середину троса в перпендикулярном ему направлении. В большинстве случаев одновременного усилия мотора и натяжения троса будет достаточно для того, чтобы сдвинуть автомобиль минимум на метр. Повторяйте данную процедуру до тех пор, пока автомобиль не окажется на устойчивом грунте. Из воды прицеп выкатывается руками – даже на сухом песке эта нагрузка по силу взрослому мужчине.