Четырехтактные подвесные моторы мощностью 5 л.с. являются самыми востребованными для большинства небольших и маломерных судов. Обладая относительно небольшим весом, они дают достаточно мощности, чтобы преодолеть встречное течение и волнение. Тем не менее, между моторами данной категории существует достаточно много отличий. Команда “MBY” провела групповое тестирование лучших подвесных моторов мощностью до 5 лошадиных сил чтобы выяснить, какой из них лучше. Для получения точного результата, испытания проводились на надувной лодке, длиной 2.9 метра в условиях, приближенных к реальным. В этой статье мы хотим поделиться с вами результатами данного тестирования.
Оценка осуществлялась по пяти основным критериям:
-
- Качество сборки. Здесь учитывались качество мотора, гарантии и репутация бренда;
- Производительность. Конечно же, данный показатель не является первоочередным для владельца лодки. Однако высокая производительность важна в тех случаях, когда лодка идет навстречу сильному течению или загружена по максимуму;
- Простота использования. В этом критерии отмечалось то, насколько легко установить мотор на лодку самостоятельно, а также степень того, насколько понятно будет человеку управлять им, увидев его впервые.
- Размер бака. Не у всех моделей предусмотрен встроенный бак, а если он и есть, то разница в размерах между различными моделями может достигать 40%.
- Уровень комфорта. Проводились замеры уровня шума, издаваемого двигателем как на холостом ходу, так и в рабочем состоянии. Также анализировались личные ощущения от плавности хода и качки во время волнения.
Honda BF5
Цена: 109 563 рубля
Максимальная скорость: 4,9 узла
Разгон до максимальной скорости: 5,3 секунды
Шум (холостой/средний ход/полный ход): 69/82/87 дБ (A)
Вес: 27кг
Гарантия: 6 лет
Качество сборки: 5/5. Honda как всегда на высоте. Обладая отличной репутацией и высоким качеством сборки моторов, Honda спроектировала этот двигатель из прочных материалов на славу. На двигатель распространяется гарантия в 6 лет.
Производительность: 4/5. Возможно, в идеальных условиях этот мотор и смог бы развить скорость в 5 узлов. Однако во время тестирования из нее удалось выжать только 4.9 узла. По разгону мотор встает на второе место (следом за мотором от Yamaha), разгоняясь до максимума за 5,29 с.
Уровень комфорта: 3/5. В большинстве случаев двигатели от Honda отличаются плавным ходом. Однако данная модель поразила команду тестировщиков высоким уровнем шума на холостом и среднем ходу. На высоких оборотах шум снизился, он встал на второе место по самым тихим двигателям в этом режиме (после Yamaha F5).
Простота использования: 2/5. Двигатель от Honda является самым тяжелым двигателем мощностью 5 л.с. – его вес составляет 27 кг. Нести его в одиночку – настоящее мучение, так как передняя ручка упирается в регулятор наклона и с бешеной силой давит на ваши пальцы. И хотя на капоте имеется большая рукоятка, этого явно недостаточно.
Размер бака: 2/5. Это единственный 5-сильный двигатель, который не имеет встроенного топливного бака. Ставить его или нет – личное дело каждого, но для многих покупателей это может стать существенным минусом. Это то, что сводится к личным выборам, однако нехватка внутреннего варианта резервуара будет ограничена для некоторых владельцев лодки. В комплекте с двигателем поставляется стандартный внешний 12-литровый или увеличенный 25-литровый двигатель.
Итог: 3/5: запрашивая такую высокую цену, Honda выигрывает только в сроке гарантии, однако этого недостаточно, чтобы оправдать такую высокую цену. Конечно, двигатель может оказаться сверхнадежным, но судя по тому, что Honda выпускает одно поколение за другим, доработка еще ведется.
Lehr 5hp Propane
Цена: 96 921 рубль
Максимальная скорость: 4,5 узла, заявленная – 5 узлов
Разгон до максимальной скорости: 6,3 секунды
Шум (холостой/средний ход/полный ход): 74/85/89 дБ (A)
Вес: 22 кг
Гарантия: 3 года
Качество сборки: 3/5. Поскольку Lehr является молодым брендом, многие покупатели не уверены в его надежности, хотя на мотор и распространяется трехлетняя гарантия. Большая часть деталей выглядят довольно надежно. В этой модели также отсутствует возможность установки генератора.
Производительность: 2/5. Lehr оказался самым медленным двигателем из всех, что подвергались тестированию. Несмотря на все усилия, он так и не смог разогнаться свыше 4,5 узлов. В довесок ко всему двигатель от Lehr стал самым громким из всех тестируемых двигателей. На полном ходу он выдает очень “жесткий” шум до 89 дБ
Простота использования: 4/5. Транспортировка двигателя очень проста, благодаря большой удобной ручке. Рычаг переключения передач меньше, чем обычно, это затрудняет быстрое переключение передачи. Однако при своих 22 кг этот двигатель — самый легкий из испытуемых.
Размер бака: 4/5. На данной модели установлены герметичные баллоны из пропана, так как испытания отличались отсутствием специфического запаха и пролитого бензина. Двигатель универсален, так как может работать как от обычного баллона, так и от пропановых горело – в этом случае они напрямую подключаются к баллону. Правда, следует сказать, что удовольствие это будет не из дешевых, а работать они будут 40-120 минут в зависимости от нагрузки на двигатель.
Итог: 3/5. Это не лучший двигатель в данной подборке, но представляет собой отличную альтернативу бензиновым двигателям.
Mariner/Mercury F5
Цена: 78 019 рублей
Максимальная скорость: 5,5 узла
Разгон до максимальной скорости: 6,9 с
Шум (холостой/средний ход/полный ход): 68/79/89 dB(A)
Вес: 26 кг
Гарантия: 5 лет
Качество сборки: 4/5. За основу двигателя у Mariner/Mercury взят двигатель Tohatsu, дополненный собственным редуктором. Такой ход позволил уменьшить вес до 26 кг. Также на Mariner можно установить 6-амперный генератор.
Производительность: 3/5. Не смотря на общий двигатель, скорость у Mariner далека от Tohatsu: 6,9 секунд против 6.5 секунд для набора максимальной скорости. Он выдает заявленную скорость в 5,5 узлов, однако при ухудшении погодных условий она может незначительно уменьшиться (примерно на 0.1 узла).
Уровень комфорта: 3/5. Учитывая общий двигатель, уровень шума у Mariner/Mercury примерно такой же, как и у Tohatsu. На нейтральной скорости замеры показали 68dB(A), на средней — согласно производителя (79 dB(A)), а на полных оборотах он был одним из самых громких (89 dB(A)) и жестких по звучанию.
Простота использования: 4/5. Переключатель скоростей находится на носовой части двигателя, что очень удобно при маневрировании.
Размер бака: 3/5. Встроенный бак объемом 1,15 л, не располагает к длительным поездкам, поэтому на этот случай придется позаботиться о внешнем баке. Кроме того, эта модель доступна с удлиненным дейдвудом в модификации Sail-Mate, в ней есть возможность без доплат заменить встроенный бак на выносной.
Итог: 3/5. Данная модель представляет собой оптимальное сочетание цены и качества.
Suzuki DF5
Цена: 86 081 рубль
Максимальная скорость: 5,2 узла
Разгон до максимальной скорости: 6 с
Шум (холостой ход/средний ход/полный ход): 66/77/88 dB(A)
Вес: 25 кг
Гарантия: 5 лет
Качество сборки: 3/5. С первого взгляда на него становится ясно, за счет чего производитель решил уменьшить вес. Рычаг регулировки высоты сделан без отделки, а регулировка дроссельной заслонки выглядит на вид очень хлипкой. Для обладателей заряжаемых аккумуляторов есть возможность установить генератор на 6А. Это самый легкий из представленных бензиновых двигателей. При весе в 25 кг сразу ощущается разница при поднятии. Производитель дает гарантию на шесть лет.
Производительность: 3/5. Двигатель выдает 5,2 узла – немного медленнее, чем Tohatsu и Mariner, но быстрее, чем Honda и Lehr. Для разгона до максимальной скорости необходимо шесть секунд.
Уровень комфорта: 4/5. Объем цилиндра Suzuki — самый большой из всех тестируемых двигателей, по логике от него ожидалось максимум шума. Тем не менее замер децибел показал идентичные результаты с Yamaha: на холостом ходу уровень шума составил 66dB(A), и при наборе оборотов до средних он возрастает до 77dB(A). Однако на полном ходу уровень шума составляет 88dB(A) — на 4 больше, чем у Yamaha. Звук даже приятный, на него не особо обращаешь внимания даже при длительной поездке.
Простота использования: 4/5. У двигателя нет стопора от подъема во время реверса — существенный недостаток. Переключатель скорости находится сбоку, а его размер хорошо подобран и к нему легко добраться. Небольшой вес, наряду с компактностью, стал еще одним преимуществом данной модели двигателя. Оба параметра говорят о том, что хранение и транспортировка двигателя в чехле будет весьма комфортной.
Размер бака: 5/5. Встроенный бак на 1.5 литра обеспечивает самую долгую работу в линейке двигателей без переносных баков. Также предусмотрены фитинги для подключения внешнего бака.
Итог: 4/5. Suzuki – отличный вариант для тех, кто ищет тихий, легкий и компактный двигатель. Большой встроенный бак, пятилетняя гарантия и приемлемая цена также идут в копилку его плюсов.
Tohatsu MSF5
Цена: 77 095 рублей
Максимальная скорость: 5,4 узла
Разгон до максимальной скорости: 6,5 с
Шум (холостой ход / средний ход / полный ход): 68/79/89 dB(A)
Вес: 25 кг
Гарантия: 5 лет
Качество сборки: 4/5. Несмотря на то, что модель находится в рамках бюджетной линейки моторов, качество сборки весьма достойное. Пятилетняя гарантия и возможность установить 5-амперный генератор добавляют этому двигателю еще пару пунктов. Тем не менее ложка дегтя все же присутствует: края у ручки для переноса двигателя не обработаны и при использовании больно давят на пальцы.
Производительность: 3/5. Разгон лодки до максимальной скорости занял 6,5 с. Это ставит двигатель в один ряд с Mariner/Mercury как самый медленный по набору скорости. Однако считается, что им проще будет управляться с тяжелыми лодками.
Уровень комфорта: 3/5. Мотор весьма шумный — на полном ходу уровень шума составляет 89dB(A), а на нейтральной скорости 68dB(A), что вписывается в диапазон конкурентов. При попытке разогнаться выше средней скорости мотор шумит еще сильнее.
Простота использования: 4/5. Система фиксации мотора при подъеме оказалась самой логичной из всех представленных моделей. Управление им интуитивно понятно. Широкая ручка переключения передач смонтирована на торцевой панели. К ней удобно подобраться, даже если двигатель развернут. Доступна версия с 5-и амперным генератором, который с легкостью обеспечит энергией ходовые огни и насосы осушения.
Размер бака: 3/5. Объем встроенного бака составляет 1,15 литра. Такого количества топлива хватает менее чем на час. Для любителей дальних плаваний стоит задуматься о приобретении дополнительного бака.
Итог: 3/5. В данной подборке двигатель от Tohatsu – самое дешевое решение. Однако его удобство, продуманность и качество сборки составляют конкуренцию двигателям среднего ценового диапазона. Для тех, кто ищет бюджетное решение и высокое качество, стоит остановиться на этом предложении.
Yamaha F5
Цена: 86 417 рублей
Максимальная скорость: 6,45 узла
Разгон до максимальной скорости: 5,2 с
Шум (холостой ход / средний ход / полный ход): 66/77/84 dB(A)
Вес: 27 кг
Гарантия: 3 года
Качество сборки: 5/5. Эта сборка претендует на имя лучшего подвесного мотора. Особенности конструкции некоторых элементов являются отличительной чертой. Так, например, горлышко топливного бака наклонено под углом в 45°, чтобы уменьшить разлив топлива из канистры.
Производительность: 5/5. Всего за 5,2 с двигатель разогнал лодку до скорости 6,4 узла – это делает его фаворитом среди конкурентов. Объем цилиндра — 139, а чем больше объем, тем большую мощность и ускорение выдает двигатель.
Уровень комфорта: 5/5. Этот двигатель с легкостью завоевал звание самого тихого двигателя этой подборки. На нейтральной скорости замер показал 66dB(A), как и у Suzuki, но на полном ходу уровень шума оказался самым низким, обойдя на 3 dB(A) Honda с ее 87dB(A).
Простота использования: 3/5. Данный двигатель – самый тяжелый из рассматриваемых, однако расположенная на задней части двигателя рукоятка делает перенос и крепление его на транец относительно простым. Найти регулятор наклона поначалу может быть нелегкой задачей, как и переключение между встроенным и наружным баками, однако после ознакомления никаких проблем больше не возникает. Конструкция двигателя позволяет класть его на три стороны без каких-либо последствий, большинство же четырехтактных двигателей нужно класть только на определенную сторону для предотвращения попадания масла в камеру сгорания. Таким образом, двигатель отлично подходит для хранения его даже на борту лодки.
Размер бака: 2/5. Встроенный бак здесь самый маленький — всего 1,1 л. Этого хватит лишь на 45 минут использования двигателя даже не в полную силу. При необходимости идти дольше придется подключать выносной бак к специальным разъемам.
Итог: 5/5. Yamaha оказался самым мягким и быстрым в ходу, значительно опередив конкурентов. Обычно бренду необходимо получить преимущество во всем, но не в нашем случае. Данный мотор, чей ценник — второй по дороговизне, с лихвой оправдывает все затраты на покупку.