Свежий воздух и сухое место – два «редких» явления в трюме и каютах большинства катеров. Судно хорошо проветривается в доке, на якоре или даже в хорошую погоду. Но как только начинает дуть ветер, пошел дождь или разыгрались волны, каюта и трюм могут быстро превратиться в сырое болото, если вы оставите отверстие для вентиляции открытым.
К счастью, вентиляция может быть улучшена практически на любом старом или новом катере. По большому счету, это будет гораздо дешевле, чем установка холодильной установки или сложной системы кондиционирования. Ее можно обеспечить с помощью специальной системы портов, люков, вентиляционных отверстий на капоте и специальных вентиляторов. Почти все они могут быть использованы либо в качестве экстрактора, обеспечивая перемещение воздуха, или в качестве воздушного совка, чтобы нагнетать больше воздуха в лодку. Используемая вами комбинация будет зависеть от планировки палубы, кают, трюма.
Открытые люки
Открытые люки могут пропускать много воздуха в трюм, но они наиболее полезны, когда лодка не движется. Даже если ваш катер не имеет их на своем борту, вы сможете без труда сделать их самостоятельно. Разнообразие встраиваемых люков очень велико. Круглые, прямоугольные, овальные, эллиптические, из пластика или алюминия, бронзы и даже из нержавеющей стали. При установке открывающихся люков проверьте их совместимость с другим оборудованием на лодке.
Многие люди боятся врезать открывающиеся люки в корпус катера, опасаясь протечек. Но если вы установили его аккуратно, рама люка не покорежена и не повреждена, а прокладки регулярно меняются, то можете не беспокоиться – протечки вам не страшны.
Надлежащая установка люка также важна. Так называемые «резиновые» герметики сильно различаются по своим свойствам. Поэтому тщательно подбирайте герметик для работы. Полисульфиды хороши для пластика и бронзы, но ни в коем случае их нельзя использовать с алюминием. Акриловые, латексные и силиконовые герметики имеют относительно низкую водостойкость. Кроме того, поскольку краска и лак не будут прилипать к силикону, его никогда не следует использовать для герметизации отверстий в лакированном или окрашенном багажнике кабины.
Силиконовые и акриловые смеси намного превосходят их однокомпонентные аналоги. Полиуретаны превосходны в качестве герметиков, но их прочность на разрыв такова, что в будущем будет крайне сложно удалить люк, установленный на полиуретан. Кроме того их не следует использовать на деревянных настилах и корпусах и с полиэтиленовыми или полипропиленовыми пластиками.
Открывающиеся люки наиболее эффективны в двух местах на большинстве катеров: в переднем конце кабины и в ее конце. Они также очень хороши для вентиляции, когда установлены по бокам кабины. В боковой части салона они будут давать меньше эффекта, но все равно помогут.
Материалы для люка
- Люк с деревянным каркасом может хорошо выглядеть, но сделать так, чтобы он не протекал, крайне сложно. Кроме того, они изнашиваются очень быстро. И если их покрыть лаком, за ними нужно будет постоянно ухаживать;
- Стеклопластиковые люки хороши тем, что не ржавеют и не протекают. При правильной установке они прослужат вам не один десяток лет;
- Люки из алюминия порой очень тяжелы для легких прогулочных катеров. Еще одно преимущество – ценовое, оно особенно актуально для тех,кто только приобрел свой первый катер и не хочет тратить лишние деньги на его апгрейд.
Для большинства лодок прочные, тяжелые и более дорогие люки морского типа излишни.
Установка люка
Для большинства катеров с типичным расположением передней кабины большой люк над передней кабиной и небольшой люк над головой – оптимальный вариант. Помните, однако, что люк, расположенный на передней части палубы, гораздо более уязвим для брызг и, вероятно, менее эффективен для направления воздуха вниз из-за его более низкого расположения.
При плавании передний открывающийся люк гарантирует сырость в каютах. Даже в относительно благоприятный день есть большая вероятность, что одна волна из ста намочит верх кабины брызгами, и коварная вода попадет вниз, прямо в трюм. Вы можете значительно увеличить защиту, не уменьшая приток воздуха, оснастив люк ловушкой: простой капюшон из дакрона, который защищает открытые стороны люка. Это позволит вам оставлять его открытым в большинстве случаев.
Вентиляция на капоте
В некоторый момент погода становится настолько плохой, что все люки должны быть закрыты и задраены. Для многих владельцев катеров первые капли дождя становятся поводом для суеты и закрытия люков. Поэтому приобретая катер, приложите все усилия, чтобы оказаться на борту во время ливня, не только для того, чтобы увидеть, что протекает, но и для того, чтобы увидеть, сколько воздуха может попасть в лодку, когда все плотно закрыто.
Одним из лучших способов получить воздух при закрытых люках является вентиляция капота. Но, как и люк, обращенный вперед, вентиляционный кожух будет пропускать воду в плохих условиях. Предпочтительная альтернатива знакома любому, кто проводит время на воде – мы говорим о специальном вентиляционном отверстии, разработанном Олином и Родом Стивенсом в 1930 году. Конструкция состоит из вентиляции капота, установленной на коробке на палубе, а не подачи непосредственно в кабину. Внутри коробки находится труба, смещенная от нижней части вентиляционной горловины капота, так что воздух, поступающий через капот, проходит извилистый путь в гору, прежде чем направиться вниз. Небольшие сливные отверстия в нижней точке сбоку вентиляционной камеры позволяют вытекать воде. Эти стоки должны быть небольшими, чтобы минимизировать количество воздуха, потерянного вместе с водой.
Как и в случае с люками, их расположение и размер вентиляционных отверстий определяют их эффективность. Помните, что площадь поперечного сечения является основным фактором, определяющим поток воздуха. Вентиляционное отверстие диаметром чуть более 10 см. имеет почти вдвое большую площадь, чем аналогичное вентиляционное отверстие в 7 см. Эмпирическое правило простое: используйте как можно больше вентиляционных отверстий, учитывая ограничения пространства и эстетики.
Вентиляционные отверстия должны располагаться перпендикулярно плоскости флотации, как на бортах, так и на носу и на корме. Это может потребовать наклона коробки в двух плоскостях, например на вершине кабины с сильным отвесом и сильным изгибом. Часто наиболее практичным местом для установки вентиляции является задний конец багажника над кабиной. Циркуляция воздуха улучшится, если в лодке будет находиться другое вентиляционное отверстие впереди. В отличие от люка, оно может быть расположено на палубе без ущерба для водонепроницаемости, но убедитесь, что оно не мешает работе с парусом или якорем.
Одним из преимуществ вентиляционных отверстий является то, что они легко поворачиваются лицом к ветру или от него, в зависимости от того, хотите ли вы использовать их в качестве экстракторов или воздухозаборников для нагнетания воздуха внизу. Поскольку их площадь относительно невелика, по возможности объедините вентиляционные отверстия в одну систему, особенно когда они должны вентилировать большую площадь.
По нашему опыту, так называемые «низкопрофильные» вентиляционные отверстия гораздо менее эффективны, чем более высокие вентиляционные отверстия. Как правило, капот, который расположен выше на катере, будет перемещать заметно больше воздуха, чем нижнее вентиляционное отверстие.
Расположение вентиляционных отверстий относительно люков также должно учитываться. Они более эффективны, когда размещены рядом. Наихудшее возможное расположение – разместить вентиляционный кожух перед люком, так как они просто-напросто заблокируют ход воздуха. Очевидно, что открытый люк, размещенный перед вентиляционным отверстием, будет блокировать поток воздуха.
Заключение
Вопрос вентиляции кают и трюма особенно остро стоит для тех, кто проживает в жарком климате и у моря. К сожалению, иногда конструкция катера не предусматривает адекватной вентиляции. Существует множество различных ее вариантов, но грамотное сочетание вентиляторов и люков может решить вашу проблему на раз-два.