Любой владелец парусного судна скажет вам, что нет более прекрасного зрелища, чем парусник, скользящий по волнам. Белый парус, надуваемый ветром, со стороны выглядит очень красиво, но это требует определенных усилий и работы. Паруса должны получать должный уход как во время плавания, так и вне сезона. Ниже мы привели небольшое руководство о том, как максимально эффективно ухаживать за парусами, прилагая к этому минимум усилий.
Общая информация
Если вы регулярно ухаживаете за парусами, объем работ будет значительно меньше. Стоит помнить, что для их изготовления используются разные материалы. Наиболее распространенными являются дакрон, кевлар, нейлон и майлар. Уход за каждым из них отличается очень сильно, поэтому внимательно читайте инструкцию. Также следует помнить, что паруса общего назначения и гоночные паруса – два разных типа. Соответственно, уход за ними тоже осуществляется по-разному. При покупке паруса также обратите внимание на то, указано ли в инструкции соответствие парусов определенному типу судна и диапазону скорости ветра.
Обслуживание паруса во время использования
Несмотря на то, что технологии производства парусов сделали большой шаг вперед, а материалы для их изготовления стали прочнее и практичнее, финишное покрытие по-прежнему остается таким же хрупким, как и раньше. Чтобы избежать слишком быстрого его разрушения, старайтесь свести к минимуму сильное воздействие. Например, чтобы поднять главный парус, не приводите лодку в движение заранее, настройте его правильно. Кроме того, старайтесь делать все максимально быстро и эффективно.
Трение является еще одной опасностью, с которой сталкиваются паруса во время использования. Чтобы уменьшить риск раннего истирания, избегайте опасных ситуаций. Например, некоторые части такелажа будут соприкасаться с вашими парусами несмотря ни на что. Поэтому обратите внимание на точки их соприкосновения: вы можете закрыть их дополнительным слоем специальной ленты или попросить мастера сделать в этих местах дополнительные нашивки из прочной ткани.
Еще один враг ваших парусов – солнечный свет. Его возможно избежать только во время ночных плаваний. Все остальное время он будет разрушать структуру ткани паруса. Чтобы свести к минимуму пагубное влияние ультрафиолета, используйте парусный чехол всегда, когда парус не используется.
Обслуживание паруса во время хранения
Когда вы снимаете паруса на зиму, не убирайте их сразу в мешок или под палубу. После того, как вы сняли их с мачты, внимательно осмотрите на наличие трещин, разрывов или признаков потертости. Если полотно не повреждено, вымойте паруса теплой водой, чтобы удалить соль, грязь и другие загрязнения:
- ржавчину можно отмыть с помощью лимонного сока. Смочите пятно и тщательно обработайте место загрязнения соком лимона, оставьте на час. После смойте теплой водой;
- кровь хорошо смывается холодной водой и простым хозяйственным мылом;
- плесень также можно очистить с помощью лимонного сока;
- пятна травы хорошо отмываются нашатырным спиртом или перекисью водорода.
После того, как паруса вымыты, оставьте их расправленными, чтобы они могли полностью высохнуть. В противном случае во влажных складках парусины очень скоро появится плесень.
При складывании парусов для хранения растяните парус так, чтобы на нем было как можно меньше морщин и складок. Подобные заломы при долгом хранении вызывают повреждение покрытия и уменьшают долговечность паруса.
Советы по ремонту паруса
Безусловно, серьезный ремонт должен выполнять профессионал. Но мелкие дефекты и недостатки вы можете устранить самостоятельно. Так, небольшие повреждения на нейлоновых парусах вы можете устранить самостоятельно. Достаточно взять клей для ремонта паруса и специальную парусную ленту. Размер заплатки должен быть больше, чем размер повреждения.
Ваш парус может прослужить вам не один год, если вы будете правильно ухаживать за ним. Внимание к деталям и бережный уход – гарантия долгой его службы.