Владельцы парусных судов знают, что паруса нуждаются в регулярном уходе не только перед консервацией и после расконсервации, но и в течение всего судоходного сезона. Современные паруса изготавливают из различных материалов, поэтому нет единой инструкции о том, как правильно ухаживать за ними. Лучше всего – следовать инструкции от производителя. Однако общие принципы остаются неизменными для всех.
Чем отличается стирка от чистки
Стирка и чистка паруса – две принципиально разные вещи. Под стиркой паруса подразумевается просто очищение его от соли с помощью пресной воды, например, из шланга. Эта регулярная процедура проводится без применения агрессивных моющих и чистящих средств. Служит она для того, чтобы смыть соль с паруса (как было сказано выше): забившись между волокнами ткани, она разъедает их, вызывая ускоренное изнашивание парусного полотна. А это, в свою очередь, грозит большими тратами владельцу парусного судна.
Чистка паруса – капитальная процедура, которая проводится перед консервацией яхты и упаковкой паруса до следующего сезона или же по мере необходимости. Стойкие загрязнители: лаки, краски, продукты нефтепереработки (бензин, масло и т.д.) необходимо выводить сразу же, в противном случае такие застаревшие пятна невозможно будет удалить без использования агрессивных чистящих средств, что может привести к порче парусного полотна. Чистка цветной парусины требует особого подхода: для сохранения красок яркими и насыщенными, необходимо использовать специальные средства, которые не только защищают структуру волокна, но и сохраняют цвет, не давая парусу полинять.
При использовании химикатов во время чистки парусов надевайте защитные перчатки и респиратор или маску. Если имеется возможность, проводите чистку на открытом воздухе, так вы снизите уровень вдыхаемых испарений от химикатов.
Общие рекомендации по чистке и стирке парусов
Моющие и чистящие средства выбирайте в зависимости от типа ткани, исходя из этого соблюдайте и температурный режим стирки. Во время чистки старайтесь использовать бесщелочные средства – так вы продлите жизнь своему парусу. Избегайте попадания химикатов на металлические части паруса (тросы, ползунки, карабины), это может запустить процесс ржавления деталей. После каждой обработки ткани агрессивными веществами или моющими средствами требуется тщательное ополаскивание чистой пресной водой. Ниже приведены советы, как вывести определенные типы пятен:
- Пятна засохшего клея без проблем удалятся, если подержать их над горячим паром. Те, кто спешит, может воздействовать на них толуололм, но действуйте аккуратно, не испортите парус;
- Плесень не создает прямой угрозы парусу, однако ее пятна выглядят очень некрасиво. Вывести их можно 1%-ым раствором хлорной извести;
- Пятна жира и нефтепродуктов хорошо отмываются с помощью популярных пятновыводителей, гелями для мытья рук, а также толуолом. Не рекомендуется использовать их в неразбавленном виде;
- Следы ржавчины хорошо удаляются 5%-ым раствором щавелевой или соляной (2 части концентрированной соляной кислоты к 100 частям воды) кислоты. При работе с данными веществами будьте предельно внимательными: эти кислоты очень агрессивны и ядовиты;
- Деготь и смолы рекомендуется выводить растворителями на основе органических элементов (уайт-спирит, трихлорэтилен, лигроин и другие);
- Старая засохшая краска и лак смываются уайт-спиритом или скипидаром. Если растворители не помогают, используйте хлороформ.
После стирки
После того, как ваш парус выстиран, вычищен и выполоскан, пришло пришло время его сушить. Чтобы парус не потерял форму во время просушки, подвешивайте его за фаловый или галсовый угол, натягивая переднюю шкаторину. После того, как он высох, не стоит гладить его – так вы рискуете серьезно повредить парусное полотно, расплавить его или привести к неравномерной усадке. Правильный уход – наполовину залог долгой службы вашего паруса. Не скупитесь, вовремя сдавайте его на профилактическое обслуживание парусному мастеру.