Система рулевого управления на катере позволяет регулировать курс движения судна с помощью рулевого колеса. Как и любая другая система она нуждается в регулярном техническом осмотре и уходе.
Рулевое колесо является частью рулевого управления, которое подключается к механической, электрической или гидравлической системе, помогающей поворачивать лодку. Лодки с подвесными моторами управляются колесом, которое вращает весь приводной блок.В небольших частных судах используются реактивные двигатели с рабочим колесом, чтобы нагнетать воду в сопло, которое оператор может повернуть в нужном направлении. Некоторые современные суда заменяют колесо переключателем, который дистанционно управляет электрическим или гидравлическим приводом руля, с индикатором рулевого угла в реальном времени.
Независимо от системы рулевого управления, используемой на судне, полезно знать, как она работает, а также расположение ее компонентов. Это поможет вам в том случае, если СРУ вдруг вышла из строя.
Система рулевого управления состоит из колеса, рулевого механизма, троса рулевого управления и кабельных соединений, соединяющих колесо с двигателем. Наиболее важным компонентом является штурвал, который преобразует вращательное движение колеса в двухтактное движение на тросе, в конечном итоге перемещая гребной винт вправо, влево или на миделе. Большинство штурвалов имеют поворотный тип и используют шестерни для поворота руля двух видов:
1. Редукционная передача. Одна или две передачи, которые сцепляются с барабаном рулевого механизма для перемещения троса рулевого механизма. Эти штурвалы требуют большой круглой сборки за приборной панелью, поэтому они часто не помещаются в небольшие приборные панели.
2. Планетарный редуктор. Три или более шестерни сцепляются с барабаном для перемещения троса. Эта конструкция занимает меньше места, поэтому подходит для лодок с небольшими приборными панелями. Недостаток его в том, что такой механизм имеет много точек износа и больший люфт по сравнению с редукторами.
3. Реечный механизм. В нем используется зубчатая передача, установленная непосредственно на рулевом валу, и зубчатый венец в трубчатом корпусе, что значительно повышает эффективность рулевого управления. Основное различие между реечным и поворотным рулевым механизмом заключается в том, как устанавливается оборудование.
Техническое обслуживание
Поддержание рулевого троса в хорошем рабочем состоянии очень важно. Советы, приведенные ниже, помогут вам содержать систему рулевого управления в отличном состоянии. Все его части будут работать плавно и без сбоев.
- Регулярно осматривайте трос рулевого управления и все соединения;
- Периодически очищайте и смазывайте кабельные фитинги и опоры;
- При длительном хранении лодки отсоедините трос рулевого механизма от двигателя и тщательно очистите и смажьте.
Трос рулевого управления соответствующей длины и без чрезмерных или жестких изгибов обеспечивает легкое управление катером на всех скоростях, повышает эффективность системы и уменьшает избыточный люфт колеса и троса. Если на поверхности кабеля появляется коррозия, рулевое управление становится жестким или нестабильным. Лучше всего немедленно заменить его.
Механизм блокирования обратной связи
Относительно новая технология была разработана для устранения реактивных моментов от двигателя на рулевое колесо. В традиционных системах рулевого управления двигатель толкает лодку вправо, требуя от рулевого компенсации путем небольшого поворота штурвала влево. NFB-система (No Feed Back steering), прикрепленное к системе рулевого управления, изолирует крутящий момент с помощью встроенного сцепления, которое удерживает катер на курсе без постоянной коррекции. Механизм NFB значительно снижает утомляемость рулевого и ошибки в направлении судна.
Маркировка рулевого колеса
Во времена деревянных кораблей моряки делали на рулевом колесе корабля зарубки, перпендикулярные палубе (так называемая королевская спица), когда штурвал находился в прямом положении. Зарубки несли в себе практическую цель: ночью или при непрерывном маневрировании рулевой мог быстро определить, что руль был на миделе, просто пощупав или увидев зарубки на королевской спице. Данная традиция сохранилась и по сей день.