Катера и лодки из стекловолокна имеют свои преимущества. Они легкие, практичные и менее требовательные в уходе. Но даже небольшие повреждения на корпусе и палубе могут принести неудобства. А если через брешь внутрь попадет вода, это может стать действительно опасным. Под постоянным воздействием влаги стекловолоконная палуба подвергается структурному риску, так как вода может достигнуть пенистого или бальзового ядра. А это уже непоправимые повреждения. Теоретически, при создании стеклопластиковых лодок материал сердечника должен удаляться из любых сквозных болтовых фитингов. Однако многие производители относятся к этому не всегда ответственно.
Надлежащим образом уложенные палубные фитинги должны прослужить минимум 15 лет без протечек.
Пена, используемая в ядре палубы, должна быть полностью пропитана смолой. Но многие недобросовестные производители игнорируют этот шаг. Проблема состоит в том, что, когда пена намокает, она быстро теряет сцепку со стекловолокном на каждой стороне сэндвича, значительно уменьшая жесткость конструкции. Лодки с палубой из бальзового сердечника, как правило, еще более подвержены повреждениям, вызванным проникновением воды. Кроме того, в крайних случаях протечки палубы вода может также проникнуть через переборки, что приведет к дальнейшему значительному структурному повреждению.
Источник проблемы
Очень часто протечка палубы вызвана тем, что владельцы из лучших побуждений крепят новые палубные фитинги силиконовым герметиком. Проблема с этим типом герметика заключается в том, что для нормального его функционирования во влажной среде необходима высокая степень адгезии к обеим поверхностям. Силиконы, однако, имеют очень низкий уровень адгезии и начнут протекать, как только арматура придет в движение под нагрузкой, или если лодка вокруг них деформируется, например, при плавании в большом море.
Это оставляет два основных варианта эффективных герметиков – специальный полиуретановый адгезивный герметик (например, Sikaflex 291) или полисульфид (Life Caulk). После отверждевания первый создает постоянную связь, он идеально подходит для фитингов, которые вы никогда не собираетесь снимать. Полиуретановые клеи доступны с различными уровнями адгезии – например, Sikaflex 291 и 3M 4200 имеют более низкий уровень для использования с обычными палубными фитингами, в то время как Sikaflex 292 и 3M 5200 имеют высокий уровень адгезии для предметов с высокой нагрузкой.
Полисульфиды никогда полностью не схватываются, поэтому они идеально подходят для фитингов, которые, как вы знаете, могут нуждаться в замене или полном удалении через некоторое время. Как и полиуретановые герметики, они прочно прилипают практически к любому субстрату, однако они не подходят для использования с некоторыми пластиками, так как имеют в своем составе агрессивные химические компоненты и растворители.
Тиковые палубы
Утечки через палубу из тикового дерева особенно трудно отследить, но их следует устранить как можно скорее. В противном случае возникнет опасность повреждения водой или морозом, распирающим древесину палубы снизу. Палубы из тикового дерева, установленные за последние 10-12 лет, скорее всего, были приклеены. Однако более ранние версии опирались на сотни винтов, чтобы удерживать их на месте. Когда срок службы тика подходит к концу, именно он может стать причиной протечек и, в ряде случаев, допускает попадание воды непосредственно в пенопластовую или бальзовую сердцевину стеклопластикового корпуса.
Подготовка поверхности
Даже самый лучший герметик неэффективен без надлежащей подготовки поверхности – это самая важная часть работы. Первый шаг – тщательно удалить все следы предыдущего герметика. Это может включать в себя соскабливание, шлифование и нанесение растворителей, в том числе запатентованных силиконовых смывок. После того, как на поверхности не осталось силикона, можно использовать грубую абразивную бумагу для финальной шлифовки. Обработанный участок тщательно протрите ацетоном или уайт-спиритом.
Работайте аккуратно
При работе с герметиком важно соблюдать аккуратность. При неаккуратном нанесении и последующем застывании он выглядит неопрятно. Поскольку отверстия под болты – единственный путь для проникновения воды внутрь корпуса, для достижения успешного результата требуется только одна полоска герметика, проходящая вдоль линии отверстий и окружающая каждую из них. Для более масштабной работы можно рассчитать количество герметика, которое понадобится для получения однородного слоя толщиной 2 мм.
Чтобы облегчить уборку, наклейте малярную ленту на палубу и на фитинг, чтобы выжатый из шва герметик можно было легко срезать острым ножом, как только он затвердеет. Обычно это можно делать через 4-10 часов в зависимости от температуры окружающей среды для полиуретанов.