Каким бы аккуратным ни был капитан, но хотя бы раз в жизни он садился на мель своем судне. Рано или поздно это может случиться и с вами. То, что вы будете делать в этом случае определит, как и во сколько вам это обойдется. Но не стоит паниковать, как только вы почувствовали, что катер сел на мель. Это происшествие может и не иметь глобального масштаба. Возможно, вы самостоятельно справитесь с возникшей ситуацией. Итак, вот несколько рекомендации, как поступать, если катер сел на мель.
Уровень ущерба, нанесенного в результате посадки катера на мель, напрямую зависит от скорости, с которой вы двигались, а также места, которым вы “заземлились”. И если скорость определить просто, то определить место повреждения порой крайне затруднительно. Будучи на эмоциях, в состоянии паники вы можете попытаться привести свое судно в движение: выжимать педаль газа, выкрутить на максимум все рычаги. Но правильней будет отключить двигатели и самостоятельно обследовать место повреждения.
Выключение двигателя обязательно, так как вам нужно избегать попадания песка и мусора в систему охлаждения ваших двигателей. В противном случае это может привести к его перегреву и дальнейшим осложнениям.
Первым шагом необходимо обследовать трюм и проверить, не пробит ли корпус катера, нет ли течи. Затем, если это возможно, спуститесь за борт, чтобы точно увидеть, что держит ваш катер на месте. Очевидно, что с маской и ластами делать это гораздо проще. Если вода мутная, не забудьте взять фонарик или другой источник света.
Как только вы поняли, что катер находится в исправном состоянии и выяснили, насколько глубоко вы сели на мель, можно сформулировать правильную стратегию освобождения.
Стратегия 1: сели на мель корпусом
Если катер сел на мель корпусом, а гребные винты свободны, вы можете выбраться из ловушки, дав задний ход. Прежде чем вы это сделаете, сверьтесь со своим картплоттером для оценки рельефа дна. Это нужно для того, чтобы с одной отмели не влететь в другую. Проложите четкий курс из нынешнего местоположения к свободе. По мере того, как вы переходите на глубину, следите за температурными датчиками, чтобы убедиться, что ваши двигатели не перегреваются.
Если мель оказалась каменной, то вы, вероятно, повредили корпус судна. Если вы зашли на мель не слишком далеко, то о повреждениях корпуса можете не переживать. Ничего страшнее, чем отколовшийся гелькоут, вы не увидите. Тем не менее все равно отключите двигатели и проверьте корпус еще раз на наличие повреждений и утечек. Если таковые имеются, постарайтесь исправить их самостоятельно. Если такой возможности нет, то свяжитесь по рации с ближайшим постом охраны.
Стратегия 2: гребные винты находятся в контакте с дном
В этом случае вам следует проявлять осторожность. Даже если дно, на ваш взгляд, мягкое (например, песок), лопасти катера могут быть погнуты очень сильно или даже зазубрены. Попытка “дать газу” и самостоятельно освободиться могут только усугубить ситуацию. Поэтому единственно верное решение – попробовать освободить лопасти вручную. Конечно, при выключенном двигателе. Если этот вариант вам не подходит, с помощью рации или мобильного телефона вызывайте буксир.
Будьте готовы к тому,что при буксировке ваши винты, скорее всего, повредятся еще больше.
Примите также во внимание тот факт, что винты, изготовленные из сравнительно мягкого бронзового сплава, действуют как своего рода амортизатор, предотвращая повреждение более дорогих компонентов, таких как карданный вал из нержавеющей стали, муфты, подшипники и даже крепления двигателя. Если вы думаете, что ремонт пропеллер стоит дорого, вам, очевидно, никогда не приходилось менять опору вала. Или, еще хуже, ремонтировать и перестраивать всю трансмиссию.
Подводя итог, мы пришли к тому, с чего начинали. Самое главное при посадке на мель – ограничение ущерба. Возможно, вы не сможете избежать мелких повреждений, но вы можете защитить остальную часть вашей силовой установки. Даже незначительные повреждения опоры вызовут некоторый дисбаланс в лопатках пропеллера. И если вы чувствуете вибрацию, прижимайте дроссельную заслонку назад, пока она не исчезнет, даже если придется пожертвовать скоростью. Если вибрация не исчезает даже на малых оборотах, ваш катер получил серьезный урон, необходимо вызвать буксир.