Те, у кого есть моторная яхта или катера знают, как ухаживать за мотором. Скорее всего, вы периодически заправляете лодку горючим, меняете масло и топливные фильтры, следите за уровнем охлаждающей жидкости. Как и любой ответственный судовладелец вы, конечно же, прочитали инструкцию, не так ли? Хотя, как считает известный специалист по яхтам и просто заядлый мореман Дэвид Сайдман, очень многое вы могли упустить, а после 7-10 страницы вообще просматривали лишь картинки. Это очень печально, так как подобное попустительство может сыграть с вами злую шутку – вы запросто можете убить свой двигатель, делая следующие глупые вещи:
1.Экономические показатели. Игнорируйте навязчивый световой сигнал или предупреждающий зуммер, когда он появится, и получите огромный счет в сервисном центре. За что? – спросите вы. Отвечаем: солнечный свет может заглушать сигналы светодиода или лампочки низкой мощности. Решить эту проблему можно путем придания подобным сигналам более яркого оттенка или просто переместите их.
Безусловно, зуммеры в этом плане удобнее – звуковой сигнал не проглядишь. Однако что вы скажете во время сильного ветра или при шуме рации? На высоких скоростях уровень шума может быть в диапазоне 95+ дБ-А (для сравнения представьте шум на станции метро в Нью-Йорке). Конечно же, вы просто не услышите этот сигнал. Но имейте в виду, что к тому моменту, когда предупреждение отключается, проблема уже произошла.
2. Неправильная установка термостата. Верный способ обеспечить перегрев вашего двигателя – установить термостат вверх ногами. Смех-смехом, но при его установке ошибиться настолько легко, что порой даже профессионалы совершают эту ошибку.
3. Не прислушивайтесь к своей лодке. Никогда не прислушивайтесь к тому, как работает мотор вашей лодки. Тот звук, который можно сравнить с визгом свиньи, скорее всего говорит о том, что ремень ГРМ ослаблен. Металлическое постукивание в такт оборотам двигателя выдает проблему с клапанами. А громкие хлопки с высокой периодичностью указывают на низкий уровень охлаждающей жидкости и необходимость диагностики водяного насоса. Какофония — это услада для ушей вашего сервисного центра.
4. Не смотрите на манометр. Смотреть на манометры совсем не обязательно. Важно помнить, что вы делаете это за свой счет. В летных школах летчиков учат регулярно проверять все имеющиеся в кабине датчики. Учитывая, что в кабине яхты их в разы меньше, это не составит для вас особого труда. Некоторые владельцы настраивают манометры так, чтобы при нормальных показателях стрелки указывали строго вверх — «на 12 часов». Это выглядит странно, но так легче заметить отклонения.
5. Лейте чистый антифриз. Используйте антифриз напрямую, вместо того, чтобы заливать его в герметичную систему охлаждения. Также не вздумайте разбавлять его водой. А если серьезно, то чем чище антифриз, тем сильнее греется ваш мотор. Неразбавленный антифриз закипает при более высоких температурах (около 230 градусов по Фаренгейту), нежели вода (212 градусов по Фаренгейту). Поэтому он сохраняет больше тепла, позволяя двигателю работать горячим или даже перегретым.
6. Не принюхивайтесь к посторонним запахам. Вы вышли в море для того, чтобы насладиться свежим морским воздухом, а не для того, чтобы вдыхать гарь из машинного отделения.
Едкий запах горелой резины может исходить от крыльчатки водяного насоса при сухом прокручивании, когда засорен водоприемник. Также это может говорить о недостаточном количестве охлаждающей жидкости, проскальзывании клинового ремня или неисправности муфты кормового привода.
Запах горелого масла говорит о том, что двигатель может быть перегружен, если же запах очень сильный, то это может быть индикатором того, что масло вытекает прямиком на горячий двигатель. Сладковатый запах является признаком утечки антифриза. А вот отвратительный запах горелых волос – верный признак короткого замыкания.
7. Экономьте на масле и топливе. Не меняйте масло очень уж часто, а если вдруг все же решились это сделать, то выбирайте самое дешевое. Просто добавьте его к старому, уже имеющемуся в двигателе. Также, если хотите убить свой двигатель, используйте самое дешевое топливо – это не только ухудшит производительность мотора, но и уничтожит поршни, кольца и цилиндры.
На самом деле ваша цель — полностью заменить старое масло новым и делать это регулярно. Что же касается топлива, то чем выше октановое число, тем меньше будет выхлопов, меньше износ двигателя и выше его КПД.
Помните: в содержании двигателя ничто не обойдется вам дороже, чем использование дешевого масла и низкооктанового топлива. Это верный способ убить двигатель.
8. Игнорируйте вибрацию. Двигатели вибрируют всегда, поэтому со временем вы научитесь игнорировать этот звук. Вибрация, появляющаяся только при определенных оборотах, может означать, что винт требует балансировки. Когда вся лодка грохочет и трясется на любых скоростях — двигатель с валом не выровнены. Если вы хотите отследить, как и когда ваша лодка вибрирует, поставьте в кокпите емкость с водой и наблюдайте за тем, что происходит на поверхности.
9. Выключайте аккумуляторы на ходу. Поверните переключатель аккумулятора во время работы двигателя и получите в подарок сломанный генератор. Чтобы этого не произошло, при переключении с позиции «1» на «2» или «BOTH» никогда не поворачивайте ручку через позицию «OFF». Иначе даже тех микросекунд, в течение которых перекрывается выход электричества, хватит для того, чтобы спалить диоды и убить генератор.
10. Концы в воду. Оставьте швартовы свисать с кормы. Пусть нейлон толщиной в 3/8 дюйма намотается на винт при нескольких тысячах оборотов в минуту, и подшипники будут раздроблены, сальники разорвет, трансмиссия лишится шестерней, а если крепления двигателя не очень надежные, они расшатаются и мотор будет болтаться на них.
Вместо эпилога Дэвид просит не читать инструкции – так вы поможете разбогатеть вашему мастеру и сервисному центру по обслуживанию вашей же яхты. Но если вы все таки возьмете на заметку эти простые советы о том, как НЕ надо делать, то ваш мотор прослужит вам очень долго.